Логистика — важная часть стоимости товаров и услуг, поэтому повышение её тарифов напрямую влияет на конечные цены практически всего.
Индекс, отражающий изменения тарифов на перевозку грузов, включает в себя ЖД, авиа, авто, морской, водный и трубопроводный виды транспорта, бьёт рекорды:
• в 2022 году цены выросли на 28,4%;
• в 2023 — на 16,5%;
• за 10 месяцев 2024 — уже на 17%.
Если сравнить октябрь 2024 с октябрём 2021 года, то можно увидеть рост почти на 69% за три года.
📈 Средний рост с 2011 по 2021 год составлял 5,7% в год, но с 2022-го темпы выросли до 21% ежегодно.
Например, прогноз на 2025: +13,8% для железнодорожных тарифов. А в среднем ожидается рост примерно на 20% на все виды транспорта.
При сохранении нынешних тенденций, за 4 года цены на перевозки могут удвоиться.
Причины роста:
• Санкции вызывали резкий рост цен на обслуживание техники и обновление парков.
• Смена логистических цепочек с Запада на Восток, увеличившая расходы и транспортное плечо. Выстроенная хорошая логистика на запад рухнула (а строили ее почти 50+ лет) и отчасти стала менее востребованной. А на восток ехать банально “дольше”, км не обманешь (расстояние возросли в несколько раз). Новые логистические цепочки хоть и создаются, но это долго и дорого.
• Рост цен на топливо, инфляция и девальвация рубля, дефицит кадров, который часто связан с невысокими по современным меркам зарплатами.
Получается та самая инфляционная спираль в миниатюре. Возить стало дороже, поэтому цены выросли, а так как выросли цены — надо поднять тарифы на перевозку.
Все факторы в совокупности говорят нам о том, что инфляцию побеждать будет очень сложно.
Источники: ЕМИСС – fedstat, rosstat.gov.ru, mintrans.gov.ru