Столкновение самолёта и вертолёта в Вашингтоне напомнило о проблемах авиационной безопасности.
Существуют современные системы, позволяющие избежать столкновений в воздухе. Это реальные технологии, которые могли бы спасти жизни. Но они почему-то не используются.
В самолёте должна была быть установлена система TCAS (адаптирована в 1981 году Федеральным управлением гражданской авиации США). Она предупреждает о возможном столкновении в воздухе и применяется во всём мире на всех крупных воздушных судах и на многих небольших коммерческих рейсах. Но по какой-то причине система не сработала/ не помогла.
То ли на низкой высоте не было оповещения (приоритет был отдан другим системам), то ли сам пилот не обратил внимание на дисплей (следил за ВПП), да и не было у самолёта особо вариантов для манёвров.
Проблема в том, что авиационная безопасность до сих пор носит скорее реактивный характер: устраняются последствия уже случившегося, а не предотвращаются потенциальные угрозы. Да что тут говорить, самолётное ПО вообще супер древнее и написано ещё со времён палеозоя.
Инциденты, близкие к столкновению (например, за день до аварии самолёт ушёл на второй круг, избежав пересечения траекторий с вертолётом), воспринимаются как единичные случаи. То есть игнорируются и не стимулируют пересмотр общей стратегии.
Авиадиспетчеры в своей работе по-прежнему используют устаревшие методы, чуть ли не записи на листочках, несмотря на существование современных цифровых систем.
Внедрение передовых технологий тормозится из-за бюрократии и недостаточного финансирования.
Деньги вкладываются в условную изоленту (если вы не можете починить что-то с помощью изоленты, значит, нужно больше изоленты), а не в обновления. И это в США, где ежедневно совершается огромное количество авиаперелётов.
При этом воздушное пространство становится всё более загруженным, появляются новые виды транспорта. Это требует новых подходов к обеспечению безопасности, а они, в свою очередь, нуждаются в крупных инвестициях.
Безопасность в авиации — непрерывный процесс модернизации и инвестиций. Внедрение современных технологий и отказ от устаревших методов позволят предотвратить будущие трагедии и обеспечить безопасность для всех участников воздушного движения.
Источник: The Washington Post, CBC